"Мы делили апельсин, Много нас, а он один"...

Без преувеличения можно сказать, что неделя была под знаком противостояния Владимирской мэрии и областной администрации. Впрочем, нечто похожее присутствует и в других субъектах Федерации. Раздел бюджета становится просто жизненным приоритетом.

Администрация города Владимира обвинила руководство Владимирской области в том, что муниципальный бюджет довели до предела, отобрав часть налогов и нагрузив полномочиями, которые должна финансировать область.  



На прошлой неделе в "оранжевом доме" (здание мэрии Владимира) слушали городской бюджет.

Депутат Дмитрий Кушпита предложил главе города Ольге Деевой выйти с инициативой к Законодательному собранию Владимирской области с просьбой пересмотреть пропорциональность перечисления некоторых видов налогов. К примеру, в городской бюджет перечисляется 20% от взимаемого НДФЛ. По мнению народного избранника, было бы справедливо увеличить долю отчислений в городской бюджет до 25 процентов.

"Участники публичных слушаний задали резонный вопрос, почему Владимир, являющийся для Владимирской области городом-донором, оказался в такой сложной ситуации?

Такой же вопрос вправе задать и жители других муниципальных образований, которые чувствуют себя "загнанными в угол". Президент РФ Владимир Путин недавно напомнил, что государство должно уделять "приоритетное внимание укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности и ресурсных возможностей". Президент сам работал в муниципалитете, поэтому хорошо знает, что именно «муниципальный уровень власти максимально близок к людям и к их реальным заботам». В администрации Владимирской области спорить с Президентом, вроде бы, не рискуют, но делают по-своему - с поправкой на "бухгалтерские" представления о выравнивании бюджетов разных уровней.

В результате, доля налоговых доходов, собранных, например, на территории города Владимира и остающихся в городском бюджете, ежегодно снижается. Если в 2013 году она составляла 15,9%, то в 2017 году снизилась до 10,3%. А по итогам 2018 года составит и того меньше - около 9,5%.

Жители Владимира далеки от местечкового сепаратизма и хорошо понимают, что должны отдавать в областную налоговую "кубышку" больше других городов и районов. Но не до такой же степени. Выступая на ноябрьском заседании Законодательного Собрания Владимирской области, глава администрации города Владимира Андрей Шохин сказал четко и ясно: бюджеты муниципалитетов довели, что называется, "до ручки", и вряд ли первому вице-губернатору по финансовой политике Вячеславу Кузину следует гордиться таким "достижением". У областной столицы отобрали почти все. Так, в 2017 году налогоплательщики города Владимира выплатили налог на доходы физических лиц в размере 7 млрд. 606 млн рублей. Сколько осталось в городе? Чуть больше 1,5 млрд.

В 2013 году областные власти ввели вместо единого налога на вмененный доход новую систему налогообложения предпринимателей - патент, который должен был увеличить поступления в местный бюджет. Но ничего хорошего не вышло, в результате городской бюджет лишился почти 20 млн рублей. И таких примеров критично много", - цитируют "ВН" мэрию областной столицы.

Депутаты Орловского городского совета 27 сентября вернулись к вопросу об увеличении городской доли НДФЛ, пишут "Орловские новости". Они предлагают установить единые нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты городских округов региона в размере 15% от общей суммы налога, собранного в данном городском округе.

В действующей редакции закона этот норматив составляет пять процентов. Чтобы было понятнее: в настоящее время из общей суммы налогов, уплачиваемых налогоплательщиками  Орла, в бюджет города поступает лишь 10,3%, в федеральный бюджет - 30,4%, в областной бюджет - 59,3 процента.

Из собранных в Орле в 2017 году 16 млрд рублей налогов и сборов, в бюджет города  поступило лишь 1,6 млрд рублей. Между тем, как отмечают депутаты, областная столица остра нуждается в деньгах. Из-за их отсутствия, бюджет города ежегодно формировался с максимальным дефицитом, основным источником финансирования которого являлись коммерческие кредиты. Результатом такой политики является все возрастающий муниципальный долг, размер которого по состоянию на 1 января 2028 года составил 2,185 млрд рублей и практически достиг своего максимального значения.

Предложенные горсоветом поправки в областной закон о межбюджетных отношениях, который регулирует распределение НДФЛ,  предполагают, что дополнительные поступления в бюджет города могут составить порядка 623 млн рублей в год.

Как сообщают "ОН", по итогам обсуждения вопроса горсовет принял решение повторно обратиться в областной парламент с просьбой внести поправки в региональный закон. В прошлом году городские депутаты уже выступали с подобным обращением, однако проект был отправлен на доработку. В течение года работа над поправками была проведена, и теперь горсовет рассчитывает на положительное решение.

Зампред горсовета Владимир Негин также попросил руководителя фракции "Единой России" в областном парламенте Михаила Вдовина поддержать данную инициативу.

В настоящее время в бюджет Брянска зачисляется 16% НДФЛ. А в целом этот налог превышает 50% всех доходов бюджета. Причем, в Брянской области несколько лет назад бывали похожие скандалы. Область оставляла городу всего 8% налога, но с приходом губернатора Богомаза норматив увеличился.

В Тульской области действует закон, согласно которому 70% НДФЛ перечисляется в местные бюджеты, 30% - в область.

В качестве примера.
Приложение 2 к Закону Тульской области "О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".

НОРМАТИВЫ ОТЧИСЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, УПЛАЧИВАЕМОГО ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ПАТЕНТА, НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ

Норматив отчислений для мунициальных образований области составляет 70 процентов. Исключение - Воловский район (60%).

В Калужской области из собранного НДФЛ остается в городе 15%, а потом область еще примерно 5,9% возвращает субсидиями. Но у городского бюджета много других налогов: "вмененка", на физических лиц, земельный на "физиков", все "упрощенки" - по 100% забирает город.