
Уроженец Брянщины строил с Иваном Павловым научный городок в Колтушах
Уроженец Брянщины строил с Иваном Павловым научный городок в Колтушах

© Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Иван Петрович Павлов - великий русский физиолог, первый российский лауреат Нобелевской премии, чьи работы по физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности оказали огромное влияние на мировую науку. Хотя Павлов родился в Рязани и работал преимущественно в Санкт-Петербурге, его наследие глубоко чтут по всей России, включая Брянск. Здесь его идеи активно используются в образовании, медицине и научных исследованиях, демонстрируя непрерывную связь между фундаментальной наукой и практикой.
Ближе всех к Павлову по предмету своего изучения находится уроженец Брянска физиолог Виктор Викторович Рикман. Он родился в семье чиновника почтово-телеграфного ведомства. В 1907 году окончил Брянское механико-техническое училище, потом поступил на медицинский факультет Московского государственного университета.
Первое время работал в Мариинской больнице и в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице. В 1918 году был призван в Красную армию, где занимался врачебной деятельностью на северо-западном и юном фронтах.
С 1922 года Рикман стал сотрудником физиологической лаборатории Академии Наук, вместе с Иваном Петровичем Павловым он трудился на биостанции в Колтушах. Через несколько лет развернулось широким фронтом строительство научного городка, включавшего лаборатории, помещения для экспериментальных животных (виварий), жилые дома для сотрудников (коттеджи) и системы жизнеобеспечения (инфраструктура). Рикман и Павлов принимали активное участие в разработке плана строительства. Проектное задание хранится в научной библиотеке Института физиологии им. И.П. Павлова в Колтушах.
Уроженец Брянщины последовательно был заведующим физиологической лаборатории, заместителем директора, а потом заведующим биостанции. В октябре 1934 года президиум Академии Наук присудил Виктору Рикману ученую степень доктора наук по разделу физиологии человека за совокупность работ по физиологии высшей нервной деятельности. Рикман относился к числу тех ученых, которым мешала городская суета, поэтому он с удовольствием работал на биологической станции, продолжая дело наставника.
В современных брянских вузах учение Павлова составляет основу курсов физиологии, психологии и педагогики. Студенты изучают: теорию условных рефлексов - как основу для понимания механизмов обучения и адаптации; принципы нервной регуляции, применяемые в медицине и психологии; методы хронического эксперимента - разработанные Павловым для долгосрочных исследований.
Студенты-медики и биологи проводят эксперименты, основанные на методах Павлова. В фокусе их внимания находятся рефлекторные реакции у животных и человека, а также влияние внешних стимулов на поведение и физиологические процессы. Это позволяет не только усвоить теорию, но и развить навыки экспериментальной работы.
В брянских больницах и клиниках идеи Павлова используются для диагностики и лечения неврозов. Его учение о торможении и возбуждении нервной системы помогает разрабатывать методы терапии и реабилитации пациентов. Например, применение условно-рефлекторных методик широко востребовано для восстановления после инсультов и травм.
Используются идеи Павлова и в разработке образовательных программ для детей с особенностями развития. Использование принципов условных рефлексов помогает в коррекции поведения и обучения. Так, методы, основанные на учении Павлова, применяются для снижения тревожности и лечения фобий
Современные брянские ученые ведут исследования в области механизмов памяти и обучения, а также влияния стресса на физиологию человека. Это особенно актуально для разработки новых педагогических методик. Здесь используются павловские принципы целостного подхода.
Сотрудничество между вузами и медицинскими учреждениями позволяет интегрировать данные физиологии и психологии для создания комплексных методов лечения, разрабатывать новые подходы к изучению мозга, сочетая классические методы Павлова с современными технологиями.
В Брянске регулярно проводятся лекции и семинары, посвященные наследию Павлова, в библиотеках организуются выставки, рассказывающие о его жизни и работе. Школьные олимпиады и конкурсы по физиологии и биологии часто включают вопросы, связанные с открытиями Павлова, что способствует популяризации его идей среди молодежи. Документальные показы и публикации в местных СМИ подчеркивают актуальность работ Ивана Павлова для современной медицины и образования.
Наследие Ивана Петровича Павлова остается актуальным и востребованным в Брянске. Его идеи не только изучаются в вузах и применяются в медицине, но и продолжают вдохновлять новые поколения ученых и врачей. Это доказывает, что настоящая наука не имеет границ и времени, а труды Павлова по-прежнему служат основой для понимания человека и его здоровья.
Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.



