Как не стать жертвой киберпреступников— интервью с полицейским Евгением Косачевым
Как не стать жертвой киберпреступников— интервью с Евгением Косачевым
© УМВД России по Брянской области
«Новости Брянска» не один раз освещали проблему современной киберпреступности, рассказывая о хитроумных уловках телефонных и сетевых мошенников. Сегодня мы публикуем интервью с заместителем начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Брянской области, подполковником полиции Евгением Косачёвым. Он поделился с нашими читателями актуальной информацией о мошеннических схемах киберпреступников и мерах предосторожности для жителей региона.
В этом году сотрудники Управления МВД России по Брянской области выявили более 120 преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации. Мошенники расширяют арсенал своих методов. Они переходят от традиционных телефонных звонков и СМС-сообщений к более изощрённым способам обмана в сети Интернет. К сожалению, взлом аккаунтов в социальных сетях и попытки получить доступ к порталу Госуслуг стали сейчас обычным явлением.
Евгений Владимирович, давайте мы начнём наш разговор с того, что разберёмся, что же это такое киберпреступность?
Данный вид преступления представляет собой неправомерный доступ к личным аккаунтам на едином портале государственных услуг, например. Вообще любой неправомерный доступ к нашей конфиденциальной информации образует состав преступления. Злоумышленники завладевают вашими персональными данными, логинами и паролями к аккаунтам в социальных сетях и также на других площадках в сети Интернет. Вы либо самостоятельно их передаете преступникам под предлогом сбора каких-либо данных, либо злоумышленники их получают другим незаконным способом, при помощи подбора пароля, например.
Речь идет о доступах к самым различным платформам, но сейчас самым актуальным является незаконный доступ к порталу государственных услуг.
Как давно вообще появились такие виды мошенничеств, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации?
Развитие интернета как сферы нашей с вами жизни прочно вошло в повседневность, стало реальностью.
В Едином портале государственных услуг мы можем получить доступ к большому объему социальных услуг, важных для нас. Это и регистрация автомобилей, решение жилищных каких-либо вопросов, запись в поликлинику и тому подобные ситуации. Это создает удобство для граждан, ведь не выходя из дома, можно решить очень быстро множество своих проблем. К сожалению, современными сетевыми удобствами пользуются не только законопослушные люди, но и преступники. Интернет - это же своеобразный инструмент для человека. Но, как мы помним, тот же нож можно использовать и для преступления, и для защиты своей жизни и жизни близких.
Кто же в основном становится жертвами таких преступлений?
Потерпевшими становятся не только пожилые и социально незащищенные слои населения, но и вполне молодые люди. Надо признать, на удочку мошенникам попадаются все: от молодых людей до пенсионеров.
Например, звонят бабушке и говорят, мы из пенсионного фонда, вам необходимо вашу пенсию перевести либо вам перерасчёт её какой-то положен. И, соответственно, они приводят такие доводы, которые человек принимает на веру, убеждают его, и он попадается на их удочку и предоставляет им все необходимые данные для доступа к аккаунту.
Ещё один вид мошенничества - замена сим-карты из-за окончания срока её действия.
Злоумышленник говорит, что вот скоро закончится срок действия договора об оказании услуг связи, и, если его не продлить, вы не сможете звонить, отправлять смс и пользоваться мобильным интернетом. Злоумышленник утверждает, что в офис приезжать не обязательно: нужно всего лишь подтвердить личность через портал Госуслуг. Для этого нужно продиктовать два кода из смс, которые поступят на телефон. Этого делать КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Цель преступников в этой схеме – получить доступ к вашему личному кабинету в госуслугах. Никому не сообщайте коды, поступившее вам в смс-сообщениях.
Что нужно делать для того, чтобы не попасть в сеть мошенников? Как обезопасить себя?
В первую очередь быть внимательным, и помнить, ни один сотрудник пенсионного фонда, Центрального банка, либо каких-то других государственных организаций не будет вам звонить и говорить о том, что вам положено. Например, перерасчитать вашу пенсию либо рассказывать о скидке при оплате жилищно-коммунальных услуг.
А если всё-таки обманули? Что делать в таком случае? Куда обращаться?
В первую очередь, если всё же мошенники втёрлись к человеку в доверие, и потерпевший сам предоставил логины и пароли от своего аккаунта в госуслуги, то необходимо сразу же обратиться в ближайший многофункциональный центр для того, чтобы заблокировать учётную запись и сменить к нему пароль.
Не сообщайте, пожалуйста, свои пароли никому и никогда. Никто у вас из законных сотрудников каких-либо государственных органов не будет требовать пароли или какую-либо конфиденциальную информацию.
И ставший уже традиционным совет - при возникновении подозрений следует незамедлительно сообщать в полицию по телефону 02, с мобильного номера любого оператора – 102.
Удаётся ли вычислить сетевых мошенников?
В настоящее время те абонентские номера, с которых нам звонят мошенники, они их напрямую не используют. Человек сам физически находится в одной части страны, возможно, даже за рубежом. И с использованием современных технологий мы видим, что нам звонят с нашего якобы российского абонентского номера, но обратно же злоумышленник может находиться далеко-далеко и не в нашей стране. Поэтому, естественно, работа по установлению реальных телефонных номеров, с которых происходят звонки, ведётся, но вызывает некоторые сложности ввиду развития современных технологий и возможностей для преступника скрыть себя.