Повышение стоимости проезда в Брянске: чем обернулась январская «транспортная революция»
Повышение стоимости проезда в Брянске: чем обернулась январская «революция»
© Новости Брянска
С середины января в Брянске резко подорожал проезд на общественном транспорте. Теперь пассажирам приходится платить больше как за поездку с картой, так и за наличный расчет. Конечно, такой скачок в цене проезда вызвал бурю негодования, вопросов и споров.
«Новости Брянска» проанализировали обстановку и подготовили материал, в котором мы детально рассмотрим все моменты «транспортной революции».
Новые тарифы: неудобный удар по кошельку
Ранее поездка на городском транспорте стоила 30 рублей, но теперь брянцы вынуждены отдавать 35 рублей при оплате картой, и 37 рублей — при оплате наличными.
Особенно заметным стало повышение на некоторых маршрутах, например, в автобусах №150 проезд подорожал сразу на 10 рублей. Пост с возмущениями быстро появился в одной из групп, посвященных транспорту. И также быстро появился ответ – причиной стала разница, существовавшая до этого. Пригородный перевозчик брал 25 рублей, когда все остальные получали оплату в 30 рублей. Именно поэтому цену и подняли сразу на 10 рублей, чтобы соответствовать новому тарифу.
Однако, резкое повышение цены без предварительного уведомления и простого объяснения его причин вызвало понятную негативную реакцию у брянцев. Именно на этом маршруте проезд подорожал сильнее всего. Важно отметить и то, что совпало это с продлением маршрута: как только появилась новость о том, что теперь автобус №25 поедет до Дворца через ТЦ «Аэропарк» — сразу произошло и повышение на 10 рублей.
К слову, представители маршрутных компаний заявляют, что даже этих тарифов недостаточно. «Новости Брянска» обращались за комментарием к владельцу одного из самых популярных брянских маршрутных такси. В итоге он подтвердил, что цену за билет в маршрутках повысят до 35 рублей. Кроме того, он подчеркнул: «Проезд в 50 рублей, наверное, лучше, чем 40-минутное ожидание транспорта на остановках?».
Собеседник также напомнил, что и хлеб стоит уже не 35 рублей. А также посоветовал посмотреть цены на моторное масло и коробку передач.
Конечно, такая перспектива вызывает у горожан только большее недовольство.
Аргументы мэрии: «честный тариф» — 44 рубля
На вопросы пассажиров о причинах столь значительного повышения брянская мэрия ответила в комментариях под постом с опросом в нашей группе «ВКонтакте». По словам городских чиновников, реальная себестоимость проезда составляет 44 рубля, но разницу до этой суммы компенсируют из бюджета.
«Экономически обоснованная цена одного билета на проезд – 44 рубля. При этом стоимость хоть и повышается, но до 35 или 37 рублей в зависимости от способа оплаты. Недостающая сумма компенсируется за счёт городского бюджета, иначе муниципальные транспортные предприятия станут банкротами», — заявили в мэрии.
Однако такие объяснения не убедили горожан. Повышение даже на, казалось бы, не такие большие 5–7 рублей для многих стало ощутимым ударом по семейным бюджетам. Если мы учитываем всего две поездки в день туда-обратно, то в месяц это +500 рублей к тратам на транспорт.
Независимое мнение: почему всё это системная проблема?
Независимый эксперт по транспорту Александр Бондаревич рассказал «Новостям Брянска», что видит ситуацию в другом ключе. По его мнению, корень проблемы — в системной неэффективности работы транспортных предприятий.
«На вопрос надо смотреть шире. Предприятие работает социально-экономически ущербно. Срываются рейсы: только за сентябрь прошлого года, как установила прокуратура, не выполнено более 1000 рейсов. Причем руководство администрации города и предприятия пытаются скрыть, что данные нарушения закона носят длящийся, системный характер. Более того, свои просчеты, в том числе в части необоснованного роста себестоимости перевозок, пытаются переложить на пассажира через повышение стоимости проезда, а не через сокращение затрат», — пояснил эксперт.
Таким образом, проблемы в организации перевозок напрямую влияют на рост тарифов. Вместо реформирования предприятия и устранения внутренних нарушений, горожан вынуждают платить за просчёты и неэффективность системы.
Как реагируют жители: голос улицы
Издание «Новости Брянска» провело опрос среди своих читателей, чтобы выяснить, как брянцы относятся к увеличению стоимости проезда. Результаты оказались показательными:
- 72% респондентов заявили, что повышение ощутимо ударит по их кошельку.
- 17% отметили, что пользуются личным транспортом или предпочитают ходить пешком.
- И только 10% признались, что были готовы к подобным изменениям.
Жители города в комментариях выражают раздражение и усталость от постоянного роста цен. «Каждый год обещают улучшения, а автобусы всё так же переполнены, некоторые из них старые. Теперь ещё и платить больше. Где справедливость?» — пишут пользователи в социальных сетях.
Появляются и другие комментарии:
- «С такими зарплатами и пенсиями, у нас всё бьёт по кошельку, а властям хоть бы хны ! А народ, что народ....поохает, поахает , но всё- равно заплатит. Так что все эти ваши вопросы, что думает население - бессмысленны»;
- «44 рубля в Санкт- Петербурге, в новых мини автобусах, так у нас и з/п выше. У вас даже некоторые продукты дороже, чем здесь. Когда приезжаю в Брянск, всегда возмущаясь, нищий край»;
- «Повысилась на 17%! Учитывая еще факт, что в троллейбусах НЕТ КОНДУКТОРА, и оплата производится на полном ходу троллейбуса, а точнее одной рукой - управление, другой - оплата и отвлечение от дороги!»;
- «Все для народа?!».
К слову, жалобы на отсутствие кондукторов в транспорте поступают постоянно. Но скоро такая профессия и вовсе пропадет в городских троллейбусах - в планах властей установить в каждом транспорте валидаторы. Сейчас на 14 городских маршрутах курсируют 100 новых троллейбусов моделей «Адмирал» и «Авангард», но приборы для безналичной оплаты установлены сейчас лишь в 41 из них.
Сложности для перевозчиков и пассажиров
Коммерческие перевозчики также жалуются на свои трудности. По их словам, повышение стоимости топлива, запчастей и обслуживание техники делают бизнес нерентабельным. Некоторые маршруты, особенно в отдалённые районы, остаются мало востребованными и работают в убыток.
Однако пассажиров такие аргументы не утешают. «Почему мы должны оплачивать ошибки управления транспортной системой? Пусть сначала наладят работу, а потом поднимают цены», — высказываются недовольные жители.
Что дальше?
Повышение стоимости проезда в Брянске обострило извечную проблему: баланс между доступностью общественного транспорта и его рентабельностью. Если 44 рубля — это «честная стоимость», как утверждает мэрия, то не исключено, что текущие тарифы — не предел.
Мнение независимого эксперта подчеркивает: повышение тарифов — это не реформа, а попытка временно закрыть глаза на глубокие проблемы в организации перевозок. Если ситуация останется неизменной, можно ожидать дальнейшего роста цен, срыва рейсов и ухудшения качества услуг.
Вопрос остаётся открытым: как сделать так, чтобы общественный транспорт был удобным и выгодным для всех участников процесса? Пока у брянцев остаётся только два варианта — платить больше или искать альтернативы.