Сбербанк возглавил синдикат банков по участию в финансировании проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали

© Региональные новости
Сбербанк возглавил синдикат крупнейших банков по участию в финансировании рекордного по капиталоемкости проекта в истории России – строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ).
Для снижения нагрузки на бюджет были аккумулированы все доступные на рынке источники внебюджетного финансировании. Все они будут выступать в качестве кредиторов проекта, хотя юридическая форма кредитования может различаться. Взаимоотношения между участниками регулируются целым пулом различных договоров, общий объем которых превышает 10 тыс. страниц.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Решение о входе в синдикат приняли только те, кто был действительно уверен, что им этот кредит нужен. Однако ряд банков отказался по причине достаточно низкой ставки для этого риска, ряд банков не мог обеспечить капитал либо ликвидность для этого проекта. Это был скорее такой разумный разговор со всеми желающими, где решение подписали только те, кто был действительно уверен, что им этот кредит нужен».
Использование синдицированных кредитов является достаточно распространенным способом финансирования инфраструктурных проектов. Ни один из банков брать на себя такие риски не готов. У большинства банков принимать такие риски не позволяют нормативы. Даже внутренняя риск-политика Сбера не позволяет принимать такой большой риск на один проект. Хотя у банка есть обширный опыт заключения таких сделок, например, финансирование концессий на строительство автодороги Москва–Санкт-Петербург, ЦКАД и др.
Непосредственные акционеры проекта, в том числе, правительства Москвы, Ленинградской области, Московской области, Санкт-Петербурга, Тверской области, Новгородской области вносят свои деньги в виде уставного капитала. В нем активно участвует ЗАО УК «Лидер», который уже вложил в развитие проекта около 400 млрд руб., закрыв большой объем финансирования. В финансировании участвует и синдикат банков (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Совкомбанк), лизингодателем выступает АО «ГТЛК ВСМ».
Александр Ведяхин отметил, что на текущем этапе идет работа по договору на финансирование концессионера (ООО «ВСМ - Две столицы») по созданию инфраструктуры в части проектирования всех этапов строительства ВСМ, оформления и выкупа земельных участков под строительство, и непосредственно на строительство. Кроме того, ведется работа по договору на финансирование «ГТЛК ВСМ» на приобретение высокоскоростного подвижного состава. Пока по банковскому финансированию еще ничего не выдано, выдача начнется в 2027 году.