
Серебряный бум: россияне старше 55 лет за полгода совершили 18,5 млн поездок по стране
Серебряный бум: россияне старше 55 лет за полгода совершили 18,5 млн поездок по
© ПАО Сбербанк
Почти каждый четвертый турист (23%), путешествующий по России, — старше 55 лет. В первом полугодии 2025 года россияне этого возраста совершили 18,5 млн турпоездок — на 13% больше, чем за тот же период прошлого года. Таковы результаты исследования потребительских предпочтений туристов серебряного возраста, которое СберАналитика провела на основе обезличенных данных о расходах.
Туристы старше 55 лет предпочитают культуру и оздоровление
Как показало исследование, туристов этой возрастной категории больше всего интересуют регионы с богатым культурным наследием и развитой оздоровительной инфраструктурой. В тройку лидеров по доле таких туристов вошли Ленинградская и Московская области (по 31%) и Ставропольский край (28%).
Траты туристов старшего возраста отличаются от расходов более молодых групп. Они чаще покупают в продовольственных (32,6% трат) и непродовольственных (29,4%) магазинах и аптеках (3,7%) и вдвое меньше среднего тратят на развлечения. При этом их средние дневные траты за полгода выросли на 10,3%.
Они более равномерно путешествуют в течение года — чаще выбирают для поездок весенние и осенние месяцы. Старшая аудитория охотнее приобретает готовые турпакеты и предпочитает путешествовать семейными парами.
Отдыхают раз в год
По данным исследования Работа.ру, путешественники старше 55 лет обычно отдыхают раз в год — так ответили 41% респондентов. 37% участников опроса отдыхают два или три раза в год. При этом 19% респондентов оформляют отпуск четыре и более раз в год, а 3% туристов серебряного возраста в отпуск практически не ходят. Отдых в России в этом году планировали 84% опрошенных.
Таким образом, россияне старшего возраста снижают сезонные колебания, формируют стабильный спрос на определённые виды туризма и активно пользуются коммерческими туристическими продуктами. Всё это способствует устойчивому развитию внутреннего туризма.
Дарят внукам совместные путешествия
Эксперты СберМаркетинга подтверждают, что для россиян 50–75 лет путешествия — одна из важнейших «зон комфорта» наряду с поездками на дачу и за город, хобби, активностями на природе и в социуме. Поездки по стране помогают им снизить стресс и зарядиться энергией.
Исследование предпочтений туристов 55 лет и старше проведено экспертами СберАналитики с использованием панели «Туризм». Исследования СберАналитики строятся на агрегированной обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 111 млн покупателей и 7 млн юрлиц, а также данных из более 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учётом их отраслевой и региональной специфики. Этот информационно-аналитический инструмент позволяет глубоко анализировать ключевые составляющие сферы туризма, выявлять точки роста инфраструктуры и оптимизировать стратегию развития отрасли.
Исследование сервиса Работа.ру проводилось в мае 2025 года среди 600 респондентов старше 55 лет из всех регионов России.
Качественное исследование СберМаркетингапосвящено аудитории 50–75 лет в Москве и Кирове и основано на домашних визитах с двухчасовыми глубинными интервью.



