«Может ли такой бюджет называться социально ориентированным?»: брянские депутаты со скандалом в первом чтении приняли областной бюджет на 2022-й год

icon 18/11/2021
icon 15:30
Главная новость
«Может ли такой бюджет называться социально ориентированным?»: брянские депутаты со скандалом в первом чтении приняли областной бюджет на 2022-й год

Автор:

"Новости Брянска" уже сообщали о том, что сегодня, 18 ноября, в Брянской областной Думе прошло внеочередное заседание. Ключевым вопросом на повестке дня стало рассмотрение проекта закона "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов".

С докладом выступила замгубернатора Галина Петушкова. Главный счетовод Брянской области подчеркнула, что прогнозируемый доход в следующем году составит более 73,2 млрд рублей, а расход – почти 74,7 млрд рублей.

Соответственно дефицит областного бюджета должен установиться на планке 1,4 млрд рублей. При этом Галина Петушкова не исключила того, что в 2023-м и 2024-м году казна региона станет уже бездефицитной.

60 % расходов бюджета запланировано потратить на социальную сферу. В денежном эквиваленте эта сумма составляет почти 45,9 млрд рублей. Из них на образование пойдет около 17,3 млрд рублей, а здравоохранение и социально-демографическая сферы получат 25,5 млрд рублей.

Не забудут власти и про дороги. В следующем году власти выделят на их строительство и ремонт около 6 миллиардов рублей. В частности, в Брянске запланировано завершение возведения дороги – защитной дамбы, а также строительство дорог по улицам Ильи Иванова, Счастливой и Визнюка.

В планах строительство и ремонт спортивных объектов, таких как ледовый дворец "Пересвет" и крытое футбольное поле в Бежицком районе. Будет уделено внимание очистным сооружениям и проекту "Безопасная и доступная вода".

В итоге проекта закона "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов" был принят большинством голосов в первом чтении. Однако принятие прошло не совсем гладко.

Вопросы к Галине Петушковой и проекту бюджета возникли у представителей фракции КПРФ. Депутат Андрей Архицкий задал вопрос о непрограммной части казны региона. Народный избранник посчитал, что расходы на эту статью бюджета, увеличенные на 1,1 млрд рублей, слишком высоки.

В ответ Галина Петушкова заявила, что не совсем понимает, о чем говорит депутат, а затем отметила, что на следующий год все направления по бюджету увеличены.

«Как хороший хозяин, он предусматривает перспективу. Мы видим перспективу», - заявила замгубернатора.

Возникли у Архицкого вопросы и к объему валового регионального продукта (ВРП). Депутат заявил о его уменьшении.

На это Галина Петушкова парировала, что в 2019-м году ВРП составлял около 393 млрд рублей, в прошлом году уже 400,7 млрд рублей, а в текущем оценочно 447 млрд рублей. При этом на следующий год запланирован показатель в размере 479,7 млрд рублей.

Следующим к замгубернатора обращался депутат Константин Павлов. В начале он указал на то, что проект бюджета обсуждали на комитетах опросным путем, что, по его мнению, фактически лишало депутатов возможности внести конструктивные предложения. Затем народный избранник заявил, что видит ошибки в прогнозе департамента экономического развития. В частности, в расхождениях по объему валового регионального продукта.

«Запланировано не то. Вот у нас по отчету ВРП за 19-й год почти 350 миллиардов рублей, а сейчас у нас уже оказывается более 390 миллиардов. То есть мы смотрим, у нас темпы роста чуть ли не выше, чем в Китае, только там уже победили бедность, а у нас нет. У меня вопрос: как сформировались такие показатели? Предлагаю их подкорректировать и сделать более реальными», - заявил Павлов.

Эта ремарка вызвала удивление у новоиспеченного вице-спикера Сергея Антошина. Он спросил: «Константин Леонидович, а как по вашему мнению можно подкорректировать цифры?».

«Я считаю, что они некорректны», - заявил Павлов.

В ответ господин Антошин заявил о том, что существует статистика. А также порекомендовал депутату более четко формулировать вопросы по теме.

Взял ремарку и директор департамента экономического развития Михаил Ерохин. Он подчеркнул, что показатель валового регионального продукта формируется постоянно. Статистика формируется с отставанием на два года, поэтому цифра уточнилась и была скорректирована.

Далее взял слово депутат Анатолий Бугаев. Он заявил, что прогноз департамента экономического развития и проект бюджета рассматривались в комитетах облдумы согласно установленному порядку с 8 по 11 ноября.

«Должен вам сказать, что комитеты единогласно поддержали эти документы. Также были внесены соответствующие предложения в проект закона "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов". Они будут обсуждены и внесены при подготовке к рассмотрению закона во втором и третьем чтениях. Кроме того, уже состоялось и общественное обсуждение данного документа. Мы получили обращения граждан, обобщили их и обсудили. В результате чего комиссия еще доложит о своей работе. Хочу заявить, что Галина Васильевна обозначила все цифры "от и до". Рекомендую коллегам еще раз с ними ознакомиться. Поэтому заявления о том, что на сегодняшний день нет роста и что уменьшилась налогооблагаемая база – они несостоятельны. Предлагаю принять закон в первом чтении и двигаться дальше», – подчеркнул народный избранник.

После этого на трибуну вышел Андрей Архицкий. Лидер брянских коммунистов произнес пламенную речь по поводу обсуждаемого документа:

«Уважаемые депутаты и присутствующие. Перед каждым обсуждением бюджета почему-то особо подчеркивается, что одна из крупнейших статей расходов – это социальная сфера. И в этом, по мнению многих представителей власти, заключается его социальная ориентированность, гарантии исполнения многих задач, поставленных президентом Российской Федерации, поддержка региональной экономики. Но основании всего этого бюджет в очередной раз преподносится как некий "прорыв" и "величайшее достижение".

Позвольте напомнить представителям власти, что мы живем в социальном государстве. Россия по конституции является таковым. И политика государства должна проводиться в соответствии с принципом социальной справедливости.

Однако возникает вопрос: почему в социальном государстве до сих пор главной проблемой являются бедность, переходящая в нищету из-за низких пенсий и доходов граждан, развал промышленности и стагнация экономики, вымирание населения и варварская оптимизация сфер здравоохранения и образования? Их хроническое недофинансирование обостряет и без того существующее противоречие подхода к социальной политике.

Несмотря на то, что нам не устают повторять, что в основе бюджета лежит рост благополучия людей, на самом деле он нацелен на дальнейшее обнищание.

Так это или нет, можно оценить на примере программы "Социальная и демографическая политика", в которой предлагают сократить расходы на 10,5%. Перед выборами в Госдуму они, наоборот, заметно выросли – до 14,6 млрд рублей, а теперь сократятся до 13,1 млрд рублей. Да еще 4% от этой суммы съест официальная инфляция. Таким образом намеченное сокращение составит более 2 млрд рублей.

Основную долю в структуре ассигнований этой программы занимают расходы, направленные на социальную поддержку населения, которые почему-то прячутся за строкой "иные мероприятия госпрограммы". Видимо, просто стыдно за "социально ориентированный бюджет".

Запланировано сокращение социальной поддержки граждан на 1,7 млрд рублей. Все это происходит на фоне произношения незыблемости патриотических ценностей, призывов свято хранить историческую память. В это же время в проекте бюджета снова не нашлось места для поддержки детей войны.

Госпрограмму поддержки содействия занятости населения планируется ужать наполовину – до 667 миллионов рублей. Региональный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" хотят вообще оставить без финансирования. Видимо, повышать эффективность уже некуда. И это на фоне растущей из-за пандемии безработицы.

В целом экономия на этих статьях позволит изъять из бюджета на 22-й год около 2,8 млрд рублей. В связи с этим я хочу спросить: может ли такой бюджет называться социально ориентированным? Кто, какая ответственная политическая сила может проголосовать за тако бюджет и рассчитывают ли они после этого на уважение своих избирателей?

Фракция КПРФ будет голосовать против».

За принятие в первом чтении проекта закона "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов" проголосовали 46 присутствовавших на заседании депутатов облдумы.