Суд по делу о геноциде брянцев в годы войны продолжится завтра
©
Сегодня, 14 июля, прошло первое судебное заседание по делу о геноциде брянцев в годы войны. Прокурор Брянской области Александр Войтович попросил признать военными преступлениями и преступлениями против человечества вновь выявленные преступления, совершенные в 1941-1943 гг. немецко-фашистскими захватчиками на территории Брянской области, в отношении не менее 278 тысяч советских граждан.
В ходе заседания суд выслушал в качестве доказательств преступлений свидетелей трагических событий, брянских историков и краеведов.
Руководитель Государственного архива Брянской области, Центра документации новейшей истории Анастасия Каратаева предоставила документальные и архивные материалы, касающиеся концлагеря «Дулаг-142».
Затем суд выслушал узницу концлагеря «Дулаг -142» Татьяна Емельянова, которая проживала в годы войны в селе Калужской области, граничащей с Брянщиной.
Свидетельница рассказала, что во время оккупации, фашисты пригнали ее семью вместе с другими односельчанами на вокзал в Бежице, откуда отправляли пленных в Германию. Часть людей, в том числе, и семью Татьяны Емельяновой, согнали в брянский концлагере «Дулаг-142». Женщина рассказала об отношении фашистов к мирному населению:
- Мне было 4 года. Я боялась. Если дети плакали, мать с ребенком выгоняли из барака, и они больше не возвращались. Значит убили.
Со слов свидетельницы, пленных держали в лагере до тех пор, пока Красная Армия не стала освобождать территорию Брянщины, а затем узников согнали под Выгоничи, где держали людей в овраге.
О страшных событиях военных лет рассказала и Тамара Скворцова, которая в годы оккупации проживала с семьей в Бежице, а затем в селе Морачово Жирятинского района. Во время войны свидетельнице было 9,5 лет. Ее отец вступил в партизанский отряд. Немцы посылали в брянские села карательные отряды из немецких солдат и полицейских. В один из дней отец поднял тревогу. Жители села спрятались в болоте в камышах. Немцы сжигали дома, убивали мирных жителей, которых смогли поймать.
О многих зверствах, которые творили фашисты, Тамара Скворцова помнит по сей день:
- Поймали партизана, который находился на лечении в селе, на него спустили собак. А со старика, который прятал партизана, содрали кожу с живота, вывернули суставы. Потом поймали мальчика, который знал о партизанской тропинке. Ребенка пытали, но он ничего не рассказал. Тогда они проткнули мальчика кинжалом через темечко.
Также женщина рассказала, что одним из любимых развлечений оккупантов было делать фотографии на фоне трупов.
- В один из дней каратели окружили лес. Поймали несколько семей. Согнали на поляну в кучу и начали фотографировать. Они это очень любили. Особенно на фоне виселиц или трупов.
Вспомнила свидетельница и события, когда пленных, в том числе и ее семью, привезли в «Дулаг-142», в котором она пробыла с июня до октября 1942 года.
- Это было складское помещение, застроенное нарами без подстилок. Нас захватили в том, в чем были. Одежды лишней не было. Кормили один раз в день баландой, как обойный клейстер. Мне попадались рыбные кости, конфетные бумажки, окурки. Котел с едой привозили полицейские.
По воспоминаниям узницы, в концлагере от большого скопления людей в помещении появились вши. Затем люди стали болеть сыпным тифом, от которого умирали. Трупы немцы сбрасывали с нар и уносили.
Также в суде были заслушаны показания экспертов в области истории и краеведения.
В заседании выступил замдиректора по научной работе Краеведческого музея Владимир Алексеев, который многие годы занимается исследованием военных преступлений против детей. В качестве доказательств преступлений, Алексеев представил сведения о зверствах фашистов над умственно отсталыми воспитанниками Трубчевского дома ребенка.
- Согласно акту областной комиссии в январе 1942 года немцы расстреляли 45 воспитанников, 18 замучены голодом. Тела были брошены по лед Десны.
Кроме того, были оглашены данные о 200-х взрослых душевнобольных жителей Трубчевска, которые были заперты в помещении и умерли от голода. Еще 33 человека были расстреляны. Всего, по имеющимся данным историка, на территории Брянской области в первые годы войны было уничтожено 4665 детей детей.
Следующее заседание состоится 15 июля в 10.00.