«Коррупция не терпит полумер»: как следователи Брянской области борются с преступлениями во власти

© Прокуратура Брянской области
О значимой борьбе с коррупционерами блиц-интервью с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Брянской области Александром Хаустовым.
- Александр Петрович, здравствуйте! Сегодня мы обсудим такую актуальную тему как борьбу с коррупцией в Брянской области. Насколько сейчас распространены коррупционные преступления в регионе?
Здравствуйте, в 2024 году в Брянской области сотрудники различных правоохранительных органов выявили 335 преступлений коррупционной направленности. Это немного меньше, чем в 2023 году (358). Если смотреть на их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений, то он составляет 2,4%.
- А сколько выявлено фактов взяточничества? Какова сумма-рекорд?
Выявлено 58 фактов получения взятки. По оконченным уголовным делам общая сумма взяток превысила 26 млн рублей. Наименьший размер полученной взятки – 15 тыс. рублей, наибольший – 5,5 млн рублей.
- Какие сферы наиболее подвержены коррупции?
В основном это сферы, где присутствуют государственные или муниципальные деньги. Речь идет о государственных закупках, сферах здравоохранения (оборот лекарств и медицинской продукции) и образования. Если говорить о лицах, то это чиновники, обладающие распорядительными или административными функциями и имеющие доступ к ресурсам.
- Меняются ли виды коррупционных преступлений?
Да, наблюдается динамика. Например, в 2024 году значительно со 104 до 43 сократилось количество фактов мелкого взяточничества (менее 10 тысяч рублей). Но в то же время больше зафиксировано случаев коммерческого подкупа – с 12 до 46.
- Можете рассказать о наиболее резонансных делах прошлого года?
В прошлом году судами области рассмотрено 168 уголовных дел. На скамью подсудимых отправлены 183 обвиняемых в коррупционных преступлениях, из которых 168 уже выслушали обвинительный приговор суда. Среди них семь должностных лиц органов власти, включая трёх депутатов и главу районной администрации. Также осуждены три директора образовательных учреждений, четыре адвоката и десять сотрудников правоохранительных органов. К примеру, бывший депутат областной думы Павлов приговорен к шести годам лишения свободы за мошенничество, адвокат Скрипин – к семи с половиной годам за пособничество во взяточничестве. Хочу отдельно отметить, что оправдательные приговоры не выносились, дела по реабилитирующим основаниям не прекращались.
- Какое наказание чаще всего назначается за коррупционные преступления?
Учитывая строгость законодательства, основными наказаниями являются лишение свободы и штрафы. В 2024 году оштрафованы 97 человек, а к реальному сроку приговорили 46, условно осуждены - 25.
- Как коррупционеры объясняют свои действия?
Большинство не приводят объективных причин. Но это все очевидно, что двигает ими жажда наживы и улучшение своего благосостояния.
- Охотно ли сотрудничают коррупционеры со следствием и судом? Были примеры заключения досудебного соглашения о сотрудничестве?
По-разному. Кто-то с момента изобличения, а кто-то только в последнем слове перед судом. Но можно говорить о положительной динамике. Если в 2023 году судами было рассмотрено 2 дела с досудебным соглашением, когда обвиняемые оказывали содействие следствию в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении и уголовном преследовании других соучастников. То в 2024 году - шесть. К примеру, Советский районный суд г. Брянска адвокату Брянской областной коллегии адвокатов Костицыну, который признан виновным в обещании посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ), назначил наказание в виде штрафа в размере 1 млн рублей , поскольку он полностью исполнил взятые на себя по досудебному соглашению о сотрудничестве обязательства.
Напомним, что 29 января стало известно об обысках у ведущего специалиста казенного учреждения «Безопасный регион», а 14 февраля - об избрании меры пресечения в виде заключения её под стражу. Специалиста обвинили в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 Уголовного кодекса России «Получение взятки в особо крупном размере». Таким образом, борьба с преступлениями коррупционной направленности продолжается с новой силой, а это дело своеобразным образом открыло «сезон» в новом, 2025 году.