Козьма Прутков против политэкономии

Козьма Прутков против политэкономии

icon 10/10/2025
icon 23:30

© СПбГУ

СПбГУ

«В наше время математика настолько прочно, широко и разнообразно проникла в экономику, а выбранная нами тема связана с таким множеством фактов и проблем, что мы вынуждены процитировать очень популярные в нашей стране слова Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное». Уместность этого мудрого высказывания не умаляется тем фактом, что великий мыслитель - всего лишь псевдоним», - так начал свою лекцию в Стокгольме нобелевский лауреат 1975 года, советский экономист Леонид Канторович. И переводчики схватились за голову…

Этот самый псевдоним, Козьму Пруткова, в середине XIX века придумали братья Жемчужниковы вместе со своим кузеном - графом Алексеем Константиновичем Толстым, родившимся в усадьбе Красный Рог (ныне – в Брянской области). Кстати, после смерти Алексея Константиновича имение досталось братьям Жемчужниковым.

Сатирическую литературную маску Пруткова соавторы проработали до мельчайших деталей.

«В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он даёт советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России, он пишет прожекты», - читает в одном из Алексей Жемчужникова.

«Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им» - эти очевидные для носителя русского языка выражения оказались головоломкой для иностранных переводчиков.

Неужели Канторович об этом не знал? А может, это был умышленный намек на его непростой путь к нобелевскому триумфу? Ведь сатирические стихи и афоризмы Козьмы Пруткова, соавтором которых Алексей Толстой, высмеивали умственный застой и политическую «благонамеренность» - то, с чем ученому пришлось столкнуться лицом к лицу.

В 30-е годы, в период интенсивного экономического развития СССР, Канторович был в авангарде математических исследований. Он разработал универсальный метод, который позже получил название «линейное программирование». Ученый доказал, что для любого производственного процесса существует набор оптимальных «разрешающих множителей», которые работают как объективно справедливые цены. Этот инструмент позволял точно рассчитать самый эффективный и экономичный способ производства.

Однако, несмотря на гениальность, открытие Канторовича не было сразу оценено на родине. Его теория, требовавшая математической, а не идеологической точности, противоречила господствовавшей марксистской политэкономии. Метод ученого критиковали как «антимарксистский» и «буржуазный».

К моменту вручения Леониду Канторовичу Нобелевской премии времена репрессий миновали, но смелость его нобелевской лекции стала сенсацией. Он открыто рассказал об экономических проблемах молодой советской страны и заявил, что его метод универсален и применим как в плановой, так и в капиталистической экономике.

Все это дает право предположить, что обращение ученого к афоризму Козьмы Пруткова оказалось не случайной шуткой. Здесь кроется горькая ирония, превращающая цитату в многослойный интеллектуальный манифест. Да, Канторович долгие годы не мог «объять необъятное» - и прежде всего, непробиваемую стену советской догмы. Это был элегантный намёк на то, что подлинная наука, как и подлинное искусство, рожденное такими умами, как Алексей Толстой и браться Жемчужниковы, всегда сильнее любой доктрины. И в этом свете отсылка к Пруткову - символу удушающей бюрократии и казённого мышления - обретала новый, провокационный смысл. Нобелевский триумф Канторовича стал сокрушительным опровержением его критиков. Путь в будущее прогладывает не идеологическая догма, а научная истина.

 

Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.