Николай Денин: меня предали и оклеветали
©
Сетевое издание "Новости Брянска" стало первым, кому удалось взять интервью у только что вышедшего на свободу бывшего губернатора Брянской области.
Напомним, стены колонии в Клинцах Николай Денин покинул в конце апреля. У ворот пенитенциарного учреждения его встречали родные и друзья, бывшие замы по губернаторству.
В 2014 году Денин был отстранен от должности губернатора Брянской области указом Президента РФ в связи с утратой доверия. В ноябре 2015 года Денин был признан виновным в злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим госдолжность субъекта РФ, и приговорен к четырем годам лишения свободы. Фактически, Денина посадили за помощь своему "родному" предприятию - "Снежке", которое серьезно пострадало после взрыва одного из цехов. Наша беседа с бывшим губернатором состоялась как раз на "Снежке", где он теперь руководит. Николай Васильевич выглядит свежим, бодрым. Нас он поприветствовал с ироническими словами "Я отдохнул".
- Николай Васильевич, добрый день. Мы сейчас на «Снежке». Расскажите, в каком положении находится предприятие сейчас после Вашего возвращения?
- Я виноват в том положении, в котором оказалась «Снежка». Я не давал предприятию переходить «на мясо». Когда-то в области было 16 птицеводческих хозяйств, которые занимались производством яйца. Теперь осталась одна «Снежка». Экономически выгодно заниматься мясом. Но кто будет кормить наших детей диетическим яйцом? Это нужно в садиках, школах. Вот мы и сохранили профиль «Снежки». Раньше у нас работали 1200 человек, сейчас осталось 300. Сократилось сильно производство.
- Что вы планируете с этим делать?
- Надо восстанавливать. Но как это сделать? Кредиты нам сейчас не дадут — предприятие работает по мировому соглашению с нынешними кредиторами. 12,5 лет нам предстоит работать в таком режиме. В правительство даже обращаться не будем. Но не отчаиваемся, восстановим своими силами.
Удивляет и такая ситуация. Буквально за три года на предприятии стало меньше на несколько сотен работников. Понятно, что это частный бизнес, есть учредители. Но разве власти должно быть все равно? Ведь, люди остались без работы, а у них семьи, им нужно жить. Причем тут хороший или плохой Денин, тем более, что я был не здесь. Но даже никто не поинтересовался. Причем, банкротила «Снежку» государственная структура — энергетическая компания.
– Вы ездите по Брянску? Как вам город за время вашего отсутствия?
- По городу я практически не ездил. Проехался из Клинцов, после того как меня освободили, съездил к родителям на кладбище в Домашово. Но вот, что я заметил. Практически нигде не ведется ремонт дорог. Хотя бы где-то квадратный метр сделали. Уже конец мая, должны завершать ямочный ремонт. Бюджет же дорожного фонда в два раза увеличился. Как так?
– Скоро ли выпустят из колонии вашего соратника, бывшего мэра Брянска Сергея Смирнова (осужден за превышение должностных полномочий за ввод в эксплуатацию "гнилых домов" в поселке Белые Берега, построенных по программе переселения из ветхого жилья. - прим. ред.)?
- В ноябре должен он выйти.
– По вашему, он отбывает наказание по делу или стал крайним?
- Крайним стал, когда политическая ситуация поменялась. Но то, что он в карман денег положил себе — такого быть не может. Да, он подписал документы о вводе в эксплуатацию домов, которые потом были признаны аварийными. Но как ему не подписать, если все визы ответственных служб стоят? Есть подпись правового управления, комитета по ЖКХ, а ответственность несет мэр. По его «статье» можно посадить любого, если захотеть.
– А как получилось в вашем случае?
- Вы думаете, Денин больной? Подписывать себе какие-то незаконные деньги из бюджета! Тем более там не 200 миллионов, а 21 миллион (был выделен на ликвидацию последствий взрыва на «Снежке», за этот факт и был осужден бывший губернатор, прим. ред.), погибли люди. Собиралась комиссия, она рекомендовала выдать помощь предприятию.
– Как вам удалось погасить сумму долга?
- В первую очередь я бы хотел поблагодарить всех тех, кто помогал мне и моей семьей. Не только морально, но и материально. Я законопослушный гражданин России — я должен был выплатить то, что положено по суду. Моя семья и обратились ко всем неравнодушным. Некоторые напрямую заплатили часть моего долга судебным приставам. Я им всем позвонил, сказал «спасибо» и говорю это еще раз.
– Есть ли у вас сейчас команда?
- Есть те люди, с которыми я шел по жизни и иду. Когда меня освободили от занимаемой должности, я посмотрел кто со мной остался. Оказалось, что все, с кем я шел по жизни, остались со мной. А вот те, кто был со мной «ради кресла» - они отошли уже. Я сам видел как многих, что называется, вскормил. И они меня предали и оклеветали. Такова, видимо, судьба.
– Кстати, вы не обиделись на президента за свою отставку (Денин был отправлен в отставку в 2014 году в связи с утратой доверия - прим. ред.)?
- Я сторонник говорить: "На обиженных воду возят". Я был руководителем — пишут мне служебную записку: «Такой-сякой, сделал то-то и то-то». Я пишу — разобраться. Так и на меня написали такую же записку. Сказали: "Вот, Денин, бандюган, его надо посадить". Я предполагаю, кто это сделал, но имена называть не буду.
– Есть ли у вас сейчас политические амбиции?
- Поверьте, у меня их никогда не было. Я помню, как в первый раз пошел в большую политику. В 1996 году я пошел в Думу. Ряд наших хозяйств как раз образовывали областной округ. Я собрал директоров хозяйств и сказал, я иду в Думу, а вы - в районные Советы. Мы должны посмотреть, если за нас люди не проголосуют, то нужно пойти к людям и спросить, что мы не так делаем. Ну, и меня избрали и всех избрали.
В 1999 году я пошел в Государственную Думу. Моим конкурентом был Шандыбин. Я пошел к тогдашнему губернатору Юрию Лодкину. Он мне говорит, иди, конечно, но ты проиграешь. Взял листок и пишет сравнение "Шандыбин — Денин". Все выходило в пользу Василия Ивановича. Но мы дошли до людей и оказалось, что была потребность в смене власти. Лодкин потребовал снять кандидатуру, но я не согласился. Он мне сказал, тебе не приснится, что о тебе будут показывать и писать...
А сейчас я даже и по закону не могу три года занимать муниципальные и государственные должности. Но давате спросим, а вам нужно это? Денину нет, а вот вам? Должен я бегать и говорить, какой я хороший?
– Вы о чем-то жалеете, когда были губернатором?
- Нужно было не "размазывать" деньги, а концентрировать на чем-то важным. Вот, например, много лет в Брянске около 200 километров никогда не имели асфальта. Мы хотели это исправить.
Тот же Курган Бессмертия — мы собирались разместить там Аллею Героев. Вокруг этой стелы установить имена всех жителей Брянской области, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Почему сейчас не доделают Курган? Мне непонятно...
А так мы сделали немало: Театральную площадь привели в порядок, бульвар Гагарина, площадь возле цирка и сам цирк, мемориал в Хацуни.
– Прошло уже 4 года, но вас по-прежнему винят во многих бедах области. Сколько, как вы считаете, времени должно пройти, чтобы нынешняя власть не спихивала на вас неудачи?
- Есть хороший анекдот про три конверта. Я когда работал в администрации говорил так, надо один раз "прокатиться" и работать. Мы один раз "прокатились" по Юрию Евгеньевичу и выбросили конверт "Вали на старого". Мы открыли конверт №2 "Пора работать". А если не можете — берите третий конверт "Положи другому три конверта".
Давайте посмотрим, как работала команда Денина. Проект "Мираторга", как бы его не ругали, в нашу бытность пришел. Все картофельники, начиная от нынешнего руководителя области, пришли в наше время. Мы им создавали все условия, в том числе и финансовые. Почти так и со всеми другими нынешними успешными проектами. Единственное, что я уже не видел — кроликовая ферма в Карачеве.
Разве Денин ругает нынешнее руководство за то, что собрали 2 миллиона тонн зерна? Наоборот, раз при мне собирали 800 тысяч тонн, а тут в два раза больше, значит, все должны выиграть: комбайнер, который в два раза больше намолотил зерна, водитель, который в два раза больше перевез зерна. Думаю, можно собрать в каком-то районе трудяг на селе и спросить — вы же стали в два раза больше зарабатывать?
Я хочу, чтобы меня научили нынешние руководители: на "Снежке" мы собираем 12 тысяч тонн зерна, а через год хотим 24 тысячи!
– Как ваше здоровье сейчас?
- Спасибо, не жалуюсь! Спортом профессионально не занимаюсь, но зарядку в колонии делал и сейчас стараюсь подтянуться, пробежаться, отжаться. Держу себя в форме и для себя самого и для семьи!