Политобзор «Новостей Брянска»: известный брянский политолог высказался о будущем ЛДПР без Владимира Жириновского

icon 09/04/2022
icon 12:00

©

Настала суббота, а это значит, что «Новости Брянска» вновь готовы рассказать своим читателям о главном из мира политике, затрагивающем Брянскую область. Несомненно, самым ключевым событием минувшей недели стала кончина лидера партии ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского.

Сердце известного политика перестало биться 6 апреля. До этого он более двух месяцев провел в больнице из-за осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Похоронили государственного деятеля накануне, 8 апреля, на Новодевичьем кладбище.

Смерть Владимира Жириновского тронула многих жителей нашей страны, включая и брянцев. Он был столпом российских либерал-демократов и живым олицетворением ЛДПР. Нельзя не заметить, что Владимир Вольфович был одним из самых ярчайших российских политиков современности.

Вместе со смертью Жириновского многих обеспокоил вопрос: что же будет с партией ЛДПР после того, как не стало ее лидера? В связи с этим «Новости Брянска» обратились к известному брянскому политологу, кандидату философских наук, доценту Владимиру Горбачеву. В ходе интервью эксперт высказал свое мнение о персоне Владимира Вольфовича, дал прогнозы о будущем его детища, сделал предположения о возможных преемниках Жириновского и пояснил, как потрясения в ЛДПР в связи с утратой лидера могут сказаться на Брянской области.

– Владимир Григорьевич, здравствуйте. Не стало Владимира Вольфовича Жириновского – лидера ЛДПР. Как, по Вашему мнению, это отразится на политической жизни в России?

– Здравствуйте. Из-за смерти Владимира Вольфовича возникла в свое роде интересная ситуация в политической жизни российского общества, которая требует своего уяснения. Из жизни ушел действительно очень известный политик – очень влиятельный, в значительной мере признанный в обществе.

Надо понимать, что ушел государственный деятель, который самым непосредственным образом участвовал в конструировании той самой политической системы в нашей стране, которая сложилась к настоящему времени.

Жириновского нет. Что будет дальше? Я думаю, что речь здесь вести следует прежде всего о той политической структуре под названием ЛДПР, которую он создавал и возглавлял на протяжении трех десятков лет.

Для читателя, который, может быть, не знает, я напомню, что ЛДПР первоначально называлась Либерально-демократическая партия Советского Союза. Она была учреждена в конце 1989 года, еще до того, как было принято официальное разрешение на создание так называемой многопартийности. Так что это была «первая ласточка», которую запустили в политическое пространство по инициативе Владимира Вольфовича и его соратников. Это действительно старейшая партия из так называемых новых политических партий, которые возникали на стадии распада КПСС.  

В этом смысле, конечно, ушел старейшина нашей политической жизни, старейшина, вы уж меня извините, «политического театра» – по отношению к указанной сфере этот термин достаточно часто применяется. Тем более, что Владимир Вольфович обладал качествами актера и порой умело и красиво применял эти навыки на «политической сцене» России.

Партия ЛДПР, которую создавал Жириновский, вполне органично вписалась в политическую систему нашей страны. В далеком 1993-м году был ее триумф, когда она совершенно неожиданно для общественного мнения в России стала вдруг первой.

Что будет с той политической партией, которую Владимир Вольфович сформировал? Сейчас этот вопрос обсуждают многие.

На мой взгляд, ЛДПР, скорее всего, и дальше будет востребована в той политической системе, которая сложилась в нашей стране на протяжении последних лет. Я могу объяснить это двумя основными причинами.

Первой причиной является содержание той внешней политики, которую сейчас проводит Россия. Это активная и иногда даже жесткая внешняя политика. ЛДПР всегда специализировалась на внешнеполитической проблематике.

На эту тему Жириновским было написано множество книг, брошюр и статей. Это был очень пишущий человек. Когда он поставил себе задачу написать не менее ста книг, и, знаете, ему это удалось. Его произведения по-своему интересны – они показывают, чем жила и чем руководствовалась российская политическая элита в 90-е, когда наша страна еще не вышла по-настоящему из состояния глубокой социальной трансформации. Я хорошо помню эти работы Владимира Вольфовича.

Сегодня указанная повестка очень даже актуализирована в связи с известными событиями в соседней с нами стране. И, я думаю, вот именно это поможет ЛДПР сохранить себя в рамках современной политической системы. Есть общественный запрос на эту партию, которая всегда старалась благодаря Владимиру Вольфовичу всегда резонировать на внешнеполитическую повестку.

И вторая причина. Я не исключаю возможности, что наше общество под воздействием тотального санкционного давления со стороны Запада будет проходить некоторые социально-экономические трудности. В подобных условиях возникают и развивают так называемые периферийные социальные группы, у которых возникают соответствующие умонастроения: усталости, разочарования и так далее.

Партия ЛДПР, в частности, всегда отличалась тем, что умела чувствовать эти умонастроения периферийных социальных слоев и устами Жириновского озвучивать их. Стоит просто вспомнить его выражения: «Мы за бедных!», «Мы за русских!». Всегда попадание в точку.

Так что запрос на ЛДПР есть. Однако возникает вот какой вопрос: в связи с уходом из жизни Владимира Вольфовича Жириновского, кто сможет также умело, талантливо, эффективно и иногда по-актерски выражать вышеупомянутые умонастроения?

– Какие Ваши прогнозы на этот счет? Кто, по Вашему мнению, из действующих членов ЛДПР способен стать преемником Владимира Жириновского и хотя бы отчасти смог его заменить?

– Дело в том, что ЛДПР сложилась как партия вождистского типа. Политическая история показывает: если из такого объединения уходит лидер, оно может кануть в Лету. Но я думаю, что, скорее всего, этого не случится, потому что высшие структуры власти, под которыми сегодня понимаются Кремль, администрация президента и т.д., сделают все необходимое, чтобы сохранить ЛДПР, чтобы она продолжала работать в тех ключах, о которых я говорил ранее.

Но вот проблема: как найти замену? Как найти лидера на место Владимира Вольфовича? Боюсь, что это будет очень и очень трудно, потому что Жириновский был очень яркой фигурой и очень талантливым человеком. Я никогда не был его сторонником, скорее даже критиком, но отрицать, что это была уникальная персона нельзя. А, согласитесь, уникальную фигуру заменить очень и очень трудно.

Хотя бы отчасти заменить Владимира Вольфовича может попробовать Леонид Слуцкий. Он сейчас, к слову, участвует в переговорном процессе с Украиной.

Его сильная сторона заключается в том, что он специализируется как раз на внешнеполитической тематике, которой занимался и Жириновский. Однако в Слуцком нет харизмы, которая была у Владимира Вольфовича, и нет той степени популизма, который исходила из него.

Талант Жириновского как раз и заключался в том, что он профессионально умел генерировать популизм. Кстати говоря, впервые в современной российской политической науке феномен популизма стал обсуждаться с выходом на арену Владимира Вольфовича в начале 90-х.

Также сейчас заметна персона господина Андрея Лугового. Он, как и Слуцкий, также является депутатом Госдумы РФ, ведет авторскую программу на телеканале «Звезда». Но, опять-таки, в нем нет харизмы.

Жириновский, как ни крути, был настоящим оратором и, кроме того, очень образованным человеком. Я напомню, что Владимир Вольфович успешно защитил докторскую диссертацию по социологии в МГУ. Это дорогого стоит.

Составить реальную альтернативу ему будет очень и очень непросто. Сегодня многие наблюдатели говорят, что с уходом Жириновского политическая жизнь в России потеряет те немногие яркие краски, которые она имела. Особенно последние 10-15 лет, когда у нас пошли разговоры о так называемой «управляемой демократии». Как ни крути, а политическая сфера России станет беднее.

Так что, отвечая на Ваш вопрос, я все-таки скажут: нет. Я пока не вижу ту фигуру, которая могла бы составить реальную альтернативу Владимиру Вольфовичу.

– Отразится ли как-то кончина Владимира Жириновского на политической жизни в Брянской области?

– Говоря о ЛДПР и Жириновском в плоскости Брянщины, стоит отметить, что он неоднократно посещал наш регион. Порой это вызывало громадный интерес к его персоне.

Может быть, не все знают, но я напомню, что в далеком уже 2015-м году Владимир Вольфович возглавил партийный список от ЛДПР на выборах в Брянскую областную Думу. И он стал депутатом регионального парламента, но тут же сдал свой мандат своим товарищам. То есть он выполнял функцию так называемого «паровоза».

Возвращаясь к текущей ситуации, связанной с ЛДПР в Брянской области, стоит отметить, что сейчас все ее местные политические структуры вторичны – они производные от федеральных структур.

Кстати говоря, вот именно в ЛДПР стало признаком нормального тона копировать определенные элементы стиля поведения своего лидера, то есть Жириновского. Замечалась эта мимикрия и среди брянских представителей либерал-демократов. Жириновский – это стиль в политике: напористость, открытость и порой даже агрессивность.

Что ожидает региональную организацию ЛДПР? Она в последние годы, как мне кажется, идет, не скажу, что по нисходящей, но находится в полусонном состоянии.

Все упирается в проблему лидерства. В брянском ЛДПР я сегодня не вижу настоящих авторитетных лидеров. Я не вижу вот этого «пула», как говорят журналисты – сообщества авторитетных активистов и лидеров общественного мнения. Формально они есть, а в реальности их нет. Это вообще большая проблема для всех местных партийных структур, не только ЛДПР. Не происходит смены поколений – одно ушло, а на их место, к сожалению, часто приходят пустышки.

Так что, подводя общий итог, я хотел бы сказать еще несколько слов. Вот, когда умирает известный актер, принято говорить: «С уходом артиста Иванова, Петрова, Сидорова ушла целая эпоха». Я думаю, что со смертью Жириновского тоже ушла целая эпоха, но в политической жизни. Таланты Владимира Вольфовича я оцениваю достаточно высоко, хотя повторюсь, что никогда не был его сторонником, а скорее критиком его стиля, его взглядов и его оценочных суждений. Но политика – есть политика. Она и держится на этих взглядах и оценочных суждениях.

Интервью с политологом для читателей "Новостей Брянска" проводил корреспондент Василий ОСИПОВ