Брянский рынок наружной рекламы может выдохнуть: Госдума отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы

icon 09/11/2022
icon 13:00
Брянский рынок наружной рекламы может выдохнуть: Госдума отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы

©

В июле рекламный рынок потрясла новость - в электронной системе Госдумы появился законопроект №160605-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». Через неделю его уже приняли в первом чтении без предварительного обсуждения и оценки оценки регулирующего воздействия.

Буквально сразу против него стали выступать все оппозиционные фракции парламента. Следом волну недовольства подхватили и региональные власти. Мы рассказывали, что Брянская администрация выступила против поправок в законопроект «О рекламе» - она отправила негативный отзыв. От регионов поступило более 60 таких писем - в их защиту выступил глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Муниципалитеты, министерства, ведомства - все трубили о недопустимости принятия закона, который противоречит и Конституции, и логике, и соображениям безопасности.

Что же предлагалось ввести под предлогом обеспечения «национальной безопасности»? Это, к слову, был уже первый нелогичный «звоночек», ведь система из многих факторов менее уязвима, чем централизованная.

И так, в случае принятия закона должен был выбраться «единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений» по произвольным критериям. Он на 30 и более лет без торгов и разрешений получил бы рекламные объекты. Вместе с этим оператор обладал бы значительными преференциями по отношению к другим игрокам на рынке.

Ко всему прочему «единый оператор» разрабатывал бы обязательное для всех операторов наружной рекламы программное обеспечение. Также он имел бы право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте государственной и муниципальной собственности. Больше всего тут удивляет, что «единый оператор» не обязан бы был соблюдать требования отраслевых техстандартов, даже требований правил дорожной безопасности. Не учитывалось бы и текущее законодательство об охране культурного наследия.

При подведении итогов становится очевидно, что законопроект создал бы условия для настоящей искусственной монополии, которая запрещена Конституцией РФ. В случае появления «единого оператора» сегодняшние игроки рынка попали бы в зависимость и уже через несколько месяцев оказались бы выдавленными из-за очевидных неравных условий.

Осознание этого вызвало мощное сопротивление. Против выступили бизнес-ассоциации – РСПП, Опора, Деловая Россия, Союз операторов наружной рекламы. Свой вклад в виде оценки регулирующего воздействия сделали экономисты МГУ и РАНХиГС. Описание перипетии лоббистской борьбы вокруг поправок наглядно показал доклад «Минченко консалтинг».

Не остались в стороне и депутаты. Активную позицию против законопроекта заняли Леонид Слуцкий, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Дмитрий Гусев, Алексей Нечаев, Валерий Гартунг, Сергей Боярский, Мария Дробот, Антон Ткачев и многие другие. Все это помогло рекомендовать законопроект к отклонению. Инициативу проявил спикер парламента Вячеслав Володин.

Глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко подчеркнул, что это наглядно показало, что у парламента есть субъектность. Фракция парламентского большинства прислушалась к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка. Вместе с этим стало ясно, что голос регионов имеет значение и вес на федеральном уровне. Так, в непростой период для страны законодательная власть старается сохранить динамизм и конкурентную среду в российской экономике.

Мы ранее рассказывали, что брянский бюджет потерял бы миллионы, если в России появился бы единый оператор рекламы.