Виктор ГРИНКЕВИЧ: Партийная политика, основная власть и основной закон

icon 21/01/2020
icon 18:26
Важная новость
Виктор ГРИНКЕВИЧ: Партийная политика, основная власть и основной закон

Автор:

15 января 2020 года Правительство, которое возглавлял глава партии «Единая Россия» Д. Медведев, в полном составе отправлено в отставку. По оценке экспертов, Медведев был самым непопулярным премьером за всю историю России.

Президент РФ В.В. ПУТИН назначил новым Председателем Правительства М.В. МИШУСТИНА. Указом Президента РФ образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

«Новости Брянска» регулярно публикуют статьи Постоянного члена российского патриотического экспертного Изборского клуба Виктора Григорьевича ГРИНКЕВИЧА по теории элит, об историческом опыте организации управления и элитообразования в России.

Сегодня вниманию наших читателей мы представляем тезисы статей В.Г. ГРИНКЕВИЧА, которые были опубликованы накануне Послания Президента РФ В.В. ПУТИНА, решений об отставке Правительства и внесения изменений в Конституцию нашей страны. Виктор Григорьевич ГРИНКЕВИЧ оказался одним из немногих политиков и экспертов, чья позиция совпадает с недавно принятыми государственными решениями.

Партийная политика - от симпатий к апатии

В середине декабря 2019 года внимание на себя обратили несколько знаковых во внутренней политике событий. Во-первых, в Кремлевском Дворце прошло расширенное собрание в честь 30-летия партии ЛДПР. На нем присутствовали депутаты Госдумы, представители региональных отделений и зарубежные гости. 30 лет - серьезный срок для партии вождистского типа, чье название никак не отражает содержание политической программы, а первое лицо давно примелькалось на федеральных каналах.

Во-вторых, ФОМ опубликовал рейтинг основных политических партий, чей совокупный рейтинг грозит провалиться ниже психологической отметки в 50 процентов. За «Единую Россию» готовы сейчас проголосовать 32% россиян, за КПРФ и ЛДПР - по 12%, и за «Справедливую Россию» - 4% граждан. Такие низкие рейтинги ведущих партий свидетельствуют уже не об отсутствии к ним симпатии или антипатии, а скорее о прогрессирующей апатии. Это в текущем политическом цикле может оказаться опаснее всего.

Теряется в целом доверие ко всей партийной системе, которая в общих чертах была сконструирована еще в 90-е. А это значит, что центром политической кристаллизации при возможной нестабильности может стать любая новая политическая сила. Лидеры партий давно не являются лидерами мнений, и на их заявления никто не обращает особого внимания. На их митинги, если не привлечен административный ресурс, выходит критически малое количество сторонников. Это очень болезненный синдром и, увы, касается всех партий.

По данным этого же опроса, за Владимира ПУТИНА готовы проголосовать 44% россиян. При этом 61% граждан одобряют его действия на посту президента, что делает его главным и, пожалуй, единственным авторитетным политиком в стране. Это признают все социологи, с этим вынуждены считаться наши западные оппоненты. Его, в отличие от лидеров партий, граждане считают реальным политиком. Это значит, что только Владимир Владимирович сможет инициировать перезагрузку всей партийной системы в ближайшие годы.

Для оздоровления партийной системы все протестные брожения и претензии к власти должны быть выведены в реальное партийно-политическое русло, а основные лидеры мнений - введены в легальный политический процесс. Госдума должна стать реально вторым по авторитету органом власти в стране после президента. Об этом мы писали в отдельном большом материале. Возможно, этого не понимают или опасаются, но перевод оппозиционной активности из уличного формата в партийный только усилит политическую систему, повысит к ней доверие граждан.

Основная власть и основной закон

В предыдущих статьях мы рассмотрели по отдельности законодательную и судебную ветви власти - философию их организации, принципы и приоритеты функционирования. Каждая из них, напомним, выполняет жизненно важные функции государства, формируя как мозговой центр в одном случае всю систему законов и правовых норм, во втором - олицетворяя в обществе саму справедливость и законность. В обоих случаях для организации ветвей власти необходимы профессионалы высочайшего класса.

Пришло время поговорить о системообразующей власти, которую в мировой практике называют исполнительной, а правоведы - распорядительной, министерской, правительственной или просто государственной. Под ней традиционно понимают весь массив государственной бюрократии и госслужащих, реализующих Конституцию, законы и решения судов. В России со времен зарождения государственности и по сей день эта власть является системообразующей, в чем-то берущей на себя функции двух других ветвей.

Российская политическая система, традиционно опирающаяся на власть князя, императора и совмещающего законодательные и исполнительные функции генсека, показала свою эффективность в веках, а значит нуждается в XXI веке лишь в корректировке. Иначе бы наше государство не раскинулось за тысячу лет на полконтинента и не было бы столь эффективно и притягательно для входящих в него народов. Недаром знаменитый классик теории элит Гаэтано Моска считал Римскую империю и Россию наиболее эффективными бюрократическими системами в истории. Российская политическая система, по его мнению, «несмотря на ряд внутренних противоречий, продемонстрировала высокую степень жизненности и выполнила задачу объединения огромных территорий».

В соответствии с зафиксированным в российской Конституции принципом троичного разделения властей ясно, что власть президента - это власть именно исполнительная. Однако по смыслу ряда других статей президентская власть как бы выносится за рамки классической триады и закрепляется в виде отдельной, исходной или базовой, государственной власти. Именно президент венчает всю сложную иерархию исполнительной власти, он «определяет основные направления внутренней и внешней политики».

Именно поэтому транзит высшей президентской власти, все избирательные процедуры с этим связанные являются принципиально важными. Стабильно налаженный процесс перехода от одного электорального цикла к другому и гарантированное занятие высшей должности ответственным лицом - это гарантия стабильности всего государства в исторической перспективе.

Поэтому проблема 2024 не должна носить сиюминутный политтехнологический характер. Категорический недостаточно простого перераспределения функций или создания новых побочных органов власти, «нового» государства путем объединения с Абхазией или Осетией. Проблема безопасного транзита должна быть решена на принципиальном и, если угодно, политико-философском уровне. Ясно и со всей очевидностью нужно сказать, что Президент Российской Федерации - это не просто гарант Конституции образца 1993 года, а глава всей иерархии государственной власти, от которого в России зависит если не все, то очень многое. Сама же исполнительная власть является в нашей традиции определяющей, отстаивающей суверенитет государства и благосостояние народа. Поэтому важно позаботиться о преемственности самого института президентства.

Возможно, с этим связаны многие недавние информационные вбросы о возможном изменении Конституции. Должность президента в конституционном праве, как и другие государственные должности, должна стать в чем-то безличной функцией, не зависящей от политической конъюнктуры и текущего расклада сил.

Для таких преобразований, конечно, нужно вносить серьезные коррективы в действующую Конституцию. Ведь известно, что в ходе Конституционного совещания 1993 года шла ожесточенная борьба между пришедшими к власти сторонниками прозападного либерального курса и теми, кто отстаивал традиционный взгляд на устройство государства. Поэтому ряд положений основного закона носил компромиссный характер, что не могло не сказаться на фактическом положении дел в политике в 90-х.

В частности, следствием компромисса стали положения Конституции, регулирующие вопросы местного самоуправления, согласно которым управление на местном уровне обособлено по отношению к системе госуправления, а сами органы местного самоуправления не являются государственной властью. Результат не замедлил себя ждать. Мы помним череду конфликтов между губернаторами и мэрами, сотрясавшую российские регионы во времена Ельцина и начало «нулевых». Сейчас эти конфликты не возникают вновь только из-за политической воли центра. Как ситуация сложится завтра, никто не знает.

То же касается колониальной по сути статьи о верховенстве «общепризнанных принципов и норм международного права», о фактическом запрете идеологии и так далее. На это неоднократно обращали внимание лидеры думских фракций, председатель Следственного комитата и сам Владимир Владимирович, который тоже не считает Конституцию «священной коровой». По его мнению, статьи основного закона могут подвергаться изменениям «в зависимости от тех приоритетов, целей и задач, которые ставятся внутри страны при развитии политических институтов… Я знаю о тех дискуссиях, которые на этот счет идут, я их вижу, слышу. Связано это как раз с возможным расширением прав парламента, с некоторым изменением прерогатив и президента, и правительства. Но это всё можно делать только после хорошей подготовки и глубокой дискуссии в обществе, но очень аккуратно».

Отсутствие идеологии - отдельная большая проблема, которая еще не решена. Соответствующая статья Конституции фактически запрещает иметь долгосрочную идеологию развития. Никакие национальные проекты, цифры роста ВВП и предвыборные обращения не могут передать от власти народу идею общего развития, сформулировать долгосрочный план действий.

По сути, вектор развития страны должен определяться закрепленным в Конституции идеологическим посылом и лично главой исполнительной власти с опорой на конституционный суд и парламент. Только такая система исполнительной власти и государство в целом будут стабильны вне зависимости от смены политических трендов и лидеров. Иначе складывается опасная ситуация, когда стабильность держится только на политической воле первого лица.

Легитимность государственной власти должна полностью отражаться в конституционной системе, к переосмыслению которой мы только приступаем.

Недавно В.Г. ГРИНКЕВИЧ отметил свой юбилейный День рождения. «Новости Брянска» публиковали поздравление Председателя Брянского отделения ПАРТИИ «РОДИНА» Г.Г. СЕЛЕБИНА.

14 января 2020 года состоялась отчетно-выборная Конференция Брянской «РОДИНЫ», на которой партийцы единодушно отметили, что «Виктор Григорьевич ГРИНКЕВИЧ среди множества своих забот и обязанностей во главу всей своей деятельности ставит патриотизм. Его авторитет, политика, дар лидера и настойчивость в достижении цели позволяют брянским патриотам занимать свое законное место ведущей политической силы. Он приобрел множество сторонников среди жителей области и сегодня по праву признан лидером брянских патриотов. С приходом В.Г. ГРИНКЕВИЧА начался новый этап объединения патриотических сил БрянщиныНа его счету огромный вклад в формирование новой идеологии нашей страны и политических взглядов общества».

Геннадий СЕЛЕБИН в своем докладе перед делегатами Конференции отметил следующее: «Мы все живем под великим священным словом РОДИНА. Уверен, будущее за Партией «РОДИНА». В отличии от других партий, «которые выдохлись, которые утомились, от которых устали и которые устали». Такую позицию высказал соратник Партии «РОДИНА», Председатель патриотического Изборского клуба Александр Андреевич ПРОХАНОВ.

Примечательно, но в день проведения нашей Конференции в ГосДуме 14 января выступил Зюганов, который беспокоился о будущем парламентских партий (КПРФ, ЛДПР, СР, по сути спойлерах «Единой России»), и заявил буквально следующее: «По политической системе. Я настаиваю на том, что этот вопрос необходимо срочно обсудить на встрече с Президентом. Сегодня во власти возле Путина сидят новые люди, которые решили угробить и без того шаткую стабильность. «Нарезали» уже 10 партий, одна хуже другой. И делается это только для того, чтобы закомпостировать мозги гражданам. Всё это вместе взятое - прямой путь к «улице»…

Какую стабильность Зюганов имеет ввиду? Многие не знают, но был принят закон по финансированию (содержанию) парламентских партий за счет государственного бюджета. К примеру, Зюганов (КПРФ) получает почти 2 млрд. рублей в год. О какой реальной оппозиции и парламентском контроле за властью может идти речь, если даже лдпровцы и коммунисты содержатся государством, властью, за счет народа. Вместе с «Единой Россией» они уже 30 лет стабильно «компостируют» мозги народу. И собираются продолжать «спасать» Россию без изменения политической системы. Но всему свое время под небом. Ход истории неумолим. С учетом социально-экономической ситуации в стране произойдут серьезные изменения политической системы».

И эти изменения не заставили себя ждать: Послание Президента РФ Федеральному Собранию, отставка Правительства «Единой России», отставка Генерального Прокурора, ускоренная подготовка к внесению изменений в Конституцию РФ приведут к новой политической и социально-экономической ситуации в стране.