Политобзор «Новостей Брянска»: известный политолог объяснил, почему противостояние с «Мираторгом» в Семцах является болью для властей
©
Настала суббота, а это значит, что «Новости Брянска» готовы рассказать о главном из мира политики Брянской области. Минувшая неделя была не особо богата на громкие события в этом плане.
Однако одна тема вот уже месяц остается довольно острой и не выходит из заголовков СМИ. Речь идет о непрекращающемся противостоянии жителей Семецкого сельского поселения Почепского района Брянщины и АПХ «Мираторг».
Суть конфликта, на первый взгляд, довольно проста. Агропромышленный холдинг хочет построить на территории поселения свиноводческие комплексы, а жители решительно против, так как считают, что это нанесет непоправимый вред окружающей среде, что в итоге вынудит их покинуть родные места.
Казалось бы, налицо конфликт интересов между коммерческой структурой и отдельно взятой группой граждан. Однако на деле выходит не совсем так.
Внимательному глазу видно, что в противостоянии активно участвуют власти. Речь идет и об административном ресурсе, и об отдельных депутатах.
Административный ресурс открыто заявляет о том, что свинокомплексы строятся законно и будут отвечать всем необходимым нормам экологии. Кроме того, губернатор Богомаз лично заявлял о том, что «Мираторг» своими объектами принесет благо жителям Семцов:
«Когда "Мираторг" строит, мы должны радоваться. Надо понимать, что это выпуск продукции, это продовольственная безопасность нашей страны, это новые работы места, это поступления в бюджет, это развитие поселения. Я сам там хочу побывать. Мне докладывали, что тот же дом культуры в Семцах находится в ужасном состоянии. А глава поселения ничего не делает. А почему ничего не делает? Если там будет производство, то деревня будет жить или не будет производства и деревня жить не будет. Там все молодые уедут, а старики будут доживать. Все, населенного пункта нет. Так что моя позиция была и есть: все, кто хочет работать, будут работать», – говорил Богомаз в ходе пресс-конференции по итогам 2020 года.
Говоря о политических силах в лице депутатов находящихся в оппозиции друг с другом партий, можно сказать, что они и здесь занимают противоположные стороны. Одни активно поддерживают жителей и пишут различные обращения в компетентные органы, а другие встают на сторону «Мираторга», проводя собственные расследования и доказывая, что, во-первых, со стороны агрохолдинга все законно, а, во-вторых, что слова губернатора о благе для граждан обоснованы. Кроме того, вторые народные избранники открыто обвиняют первых в манипуляторстве ситуацией.
История, длящаяся уже больше года, вызывает достаточно вопросов. Как она могла запутаться в такой огромный клубок, связанный с представителями власти? Как они теперь собираются из всего этого выходить? И, конечно же, что будет дальше?
За ответами на эти вопросы «Новости Брянска» решили обратиться к известному брянскому политологу, кандидату философских наук, доценту Владимиру Горбачеву, мнением которого интересуются такие весомые федеральные аналитики, как Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». Эксперт подробно объяснил нашему корреспонденту причины сложившейся в почепских Семцах ситуации, дал свою оценку и анализ происходящему и ответил на вопрос: почему противостояние «Мираторга» и жителей поселения стало настоящей болью для властей?
Впервые детально о конфликте Семцах с точки зрения политики в нашем интервью с экспертом.
– Владимир Григорьевич, здравствуйте. Вот уже год в Семецком сельском поселении Почепского района продолжается конфликт между АПХ «Мираторг» и местными жителями. Заметно, что в противостоянии принимает участие и административный ресурс. Почему эта ситуация так важна для Брянской области в политическом плане?
– Здравствуйте. Отвечая на этот вопрос, в начале замечу, что в этот конфликт на самом деле прямо вовлечены не две стороны, а три. Первая сторона – это агробизнес в лице «Мираторга», вторая сторона – это граждане, которые, как мне кажется, пытаются отстаивать свои вполне законные права, а третья – это власть на двух уровнях: муниципальная из Почепа, она уже вовлечена давно в этот конфликт и областная. Есть еще и четвертая сторона – это общественное мнение, которое пытается в какой-то степени реагировать на происходящее, но очень и очень пока недостаточно, на мой взгляд.
Вот этот конфликт со многими участниками, мне кажется, назревал достаточно давно. Во взаимоотношениях «Мираторга» с жителями Брянской области уже проявлялись годами ранее некие "симптомы неблагополучия". Это "неблагополучие" в такой скрытой, я бы даже сказал, латентной и непубличной форме зрело, а вот сегодня оно проявило себя достаточно масштабно. Во всяком случае, в заметной форме и длительно во времени, ведь жители протестуют уже не первый месяц. Туда вовлечены многие, не только жители села Семцы, находящегося буквально в нескольких километрах от Почепа. В их числе общественники, депутаты районного Совета и даже в какой-то степени народные избранники Брянской областной Думы.
На мой взгляд, этот конфликт должен был рано или поздно проявить себя. Вот он себя и проявил. По какой причине и почепская муниципальная, и областная власть так сегодня болезненно реагирует на все это, на этот, подчеркну, неразрешенный конфликт? Я объясняю это следующим образом.
Все закончится очень плохо, если он не будет рациональным образом и, по справедливости, разрешен, с учетом интересов местных жителей, которые, надо понимать, очень сильно страдали в 90-е годы в силу существования так называемой химической проблемы. Возле Почепа, напомню, был размещен запас химического оружия, который необходимо было в итоге уничтожить. С этим было связано очень много страхов местных жителей. Эти страхи – они остались в пластах общественного мнения и психологии людей.
Поэтому данный конфликт подпитывается еще и на где-то подсознательном уровне, как мне кажется. Это вопросы массовой психологии.
Но самое главное, если этот конфликт будет нарастать и дальше и не найдет каких-то приемлемых, рациональных и справедливых форм разрешения, то он грозит тем, что будет разрушать сложившийся в период последних лет, особенно при нынешнем губернаторе, миф, что «Мираторг» в нашем регионе – это якобы «наше все». Есть такое выражение, оно преимущественно связано с литературой, но иногда мы его используем и в других ситуациях.
Дело в том, что усилиями областной власти давно создается устойчивое впечатление, что указанный холдинг – это эффективно хозяйствующий субъект, который играет роль "первой скрипки" в аграрном секторе и так далее, и тому подобное.
Если этот миф начнет разрушаться, тогда обществу откроется правда. Я расскажу в чем состоит эта правда.
Во-первых, «Мираторг» – это одна из ведущих олигополий аграрного толка, которая, как и все олигополии, препятствует развитию так называемых малых форм хозяйствования на селе. Опасность в том, по моему мнению, что «Мираторг», как олигополия, не столько привязывает человека к земле в качестве собственника, сколько отрывает. Все работники в холдинге – это наемные сотрудники. Это надо понимать. Это очень важно. Без малых форм хозяйства село просто увядает. Поверьте мне, как уроженцу сельской местности.
Во-вторых, с «Мираторгом» связывают деградацию брянской почвы. Значительно понижается уровень грунтовых вод, которые используются холдингом для ухода за своими многочисленными животными. Уровень этих вод у нас значительно понижен.
Далее, из-за химикатов «Мираторга» в полях погибают полезные насекомые. Многие помнят о фактах массовой гибели пчел в районах Брянщины. Все всё знают, все всё помнят, но научная общественность, к сожалению, боится говорить об этом.
Следующий момент, вот миф о «Мираторге» – он, по моему мнению, вовсе не играет ключевую роль в решении проблемы занятости сельского населения. На самом деле холдинг обеспечивает работой всего лишь несколько десятков тысяч человек на селе. Это не так уж и много. Эти цифры обычно не афишируются, особенно областной властью. Поэтому большая часть людей, особенно мужского пола, трудятся не в «Мираторге», а уезжают на заработки в Москву, где большая степень автономности, большая степень заработной плати и более высокие гарантии.
Вот такие мифы в последние годы власти строят вокруг этой, по сути, олигополии под названием «Мираторг». Я уже не говорю о том, где зарегистрирована эта фирма. Она зарегистрирована не на Брянщине, а совсем, как многим известно, другом месте. Это, кстати, к вопросу о продовольственной безопасности.
Далее, «Мираторг», как и всякую олигополию, судьба села, которое сейчас в значительной степени умирает, мало интересует. Потому что это коммерческая структура, а, как известно, в каждой коммерческой структуре, в первую очередь, лежит установка на получение прибыли. Поэтому деградация села у нас как существовала, так и существует.
Кстати, есть один очень неприятный момент, который характеризует образ «Мираторга». У нас в регионе он у многих ассоциируется с колючей проволокой. Дело в том, что все поля и угодия холдинга в районах Брянщины окружены этой самой проволокой. Это очень нехорошая ассоциация. Об этом не говорит только ленивый.
Есть еще один интересный момент. Недавно Богомаз встречался с одним из президентов холдинга Виктором Линником. Стоит обратить внимание на ту фотографию, которая была размещена на сайте правительства Брянской области. "За одним столом сидят неравноправные лица", – это вам скажет любой психолог. Губернатор, который покорно слушает господина Линника, и Линник, который сидит и указывает на то, кто у нас, действительно, хозяин на Брянщине. Это вызывает закономерный вопрос: а не является ли наша власть просто функцией от крупного аграрного бизнеса? Но я имею в виду тут не только «Мираторг», у нас есть и другие крупные аграрные структуры, претендующие на крупные роли, в том числе и в картофелеводстве.
Вот такая ситуация. Еще раз повторюсь: если этот конфликт не будет разрешен по закону и справедливости для жителей этого многострадального села, находившегося рядом с химической базой, вот тогда миф о том, что «Мираторг» – «наше все», он будет обнажен и перестанет носить такой якобы сакральный характер. Но это будет очень опасно и для данной олигополии, и для областной власти, которая в последние годы идет у нее на поводу. Я считаю, что это ненормально.
Последнее, что в этом вопросе я хотел бы сказать. Я сам уроженец Почепского района и понимаю этих людей. В этом конфликте я вижу боль нашей деревни, которая, к сожалению, не может должным образом защитить себя. Им просто некому помочь.
Я понимаю тех людей, которые и днем, и ночью выходят в эти поля и стоят для того, чтобы рядом с их домами не строили это, как по мне, отвратительное сооружение под названием "мегасвинарник".
– Вы много говорили о сложившейся ситуации. Как по Вашему мнению из нее теперь будут выходить власти: останутся непреклонны или пойдут на уступки местным жителям?
– Боюсь, знаете, что в этом плане всеиграющую роль сегодня играет здесь аграрный капитал. Он проявляет себя буквально во всех клеточках российского общества, к сожалению.
Кроме того, стоит посмотреть на то, как вообще власть реагирует на гражданские и социальные протесты, но на другой почве. Далеко ходить не будем: вот в Володарском районе Брянска жители выступают против строительства в районе Соснового бора, а в Советском районе жильцы домов Старого аэропорта ведут борьбу с тем, чтобы там застройщик не воткнул еще одну многоэтажку в и без того в районе плотной застройки. А власть при этом не особо идет навстречу указанному обществу.
Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, у меня пока нет оснований, чтобы проявить такую, знаете, оптимистичную позицию. К сожалению, пока, увы, я не могу ответить с оптимизмом. Поэтому поставлю многоточие…
– Отчасти Вы говорили об этом, но хотелось бы более развернуто узнать Ваше мнение по позиции губернатора Богомаза в высказывании о том, что «Мираторг» построит в Семцах свинокомплексы, и древня будет жить. Насколько оно, по-вашему, близко к истине?
– У Богомаза есть свой подход. Он смотрит на происходящее со своей колокольни. Напомню, мы говорим о высшем должностном лице. С него наверняка спрашивают за те или иные показатели, в том числе и в плане аграрной сферы. Я его понимаю, конечно, но есть же и другая сторона, интересы которой должны быть учтены.
Мое мнение: губернатор не может быть всегда прав только потому, что он – губернатор, а поэтому ему все виднее. Ведь опыт показывает, что наиболее эффективно в социально-экономическом плане, именно в социально-экономическом, когда село развивается при наличии разных форм хозяйственности: есть и крупные собственники, есть и кооперативы, есть и малые формы. Вот тогда люди закрепляются на селе. А в нашем случае, по моему мнению, учитываются интересы только одной стороны, у которой есть капиталы и иные ресурсы. Это, как говорят у нас в народе, "игра в одни ворота".
Возвращаясь к поднятой уже мною проблеме занятости. Вот Богомаз говорит: там «Мираторг» создаст на свинокомплексах несколько десятков рабочих мест. Ну, это не так уж и много. Надо понимать, что Семцы – это большое село, а рядом есть еще и Почеп. На мой взгляд, несколько десятков вакансий – это не так уж и много, а вот развитие малых форм хозяйственности привязало бы людей к земле, закрепило бы к семьям и создало необходимые кооперативные связи. Понимаете, там, где царствует монополия – там всегда диктат.
Поэтому я позицию губернатора понимаю, как позицию чиновника, но нисколько ее не поддерживаю.
– В завершении хотелось бы задать еще один вопрос. В последний период времени некие активисты, среди которых есть и депутат облдумы, проводили собственные расследования. Они посещали Семцы и после этого утверждали, что почти никто из местных не выступает против строительства, а все эти волнения якобы связаны с некими другими политическими силами, которые, предположительно, искусственно подогревают конфликт. Как Вы считаете, это возможно?
– Я думаю в этой истории проявились накопленные ожидания справедливости. Дело в том, что «Мираторг» хозяйствует на брянской земле далеко не первый год.
Я уже говорил грунтовые воды, которые холдинг выбирает для своих многочисленных животных, говорил про химию, не упоминал пока про применяемы «Мираторгом» плоскорезы, которые уничтожают почву. Люди же все это видят и понимают, особенно граждане пожилого возраста. Они видят в этом катастрофу. При этом наши аграрии из университета из Кокино покорно молчат.
Поэтому в указанном конфликте проявились накопленные чувства и эмоции людей. Я не думаю, что кто-то организовал это, словно мы говорим об "Оранжевой революции". Нет!
Вы просто обратите внимание на фотографии с места противостояния в Семцах. Посмотрите видео с людьми. Там же не какие-то "мальчишки-бузотеры", которым дали "по сто рублей". Там все взрослые люди.
Более того, с некоторыми из них я знаком. Поэтому еще раз подчеркиваю: речь идет о взрослых людях, которые осознанно отстаивают свое право на то, чтобы у них не строили эти сооружения.
Также напомню о том, что говорил про химическое производство. Страхи, действительно, у людей остались, но осталась и активная гражданская позиция. Вот она и проявилась.
Поэтому я не думаю, что все это организовано против Богомаза, против власти или еще против чего-то. Просто есть люди, которые способны встать в грязи, в дождь и снег и отстаивать свою права.
В конце беседы Владимир Горбачев попросил сделать от себя еще одну ремарку:
– Все происходящее, на самом деле, оно недооценивается брянской политической общественностью. Единственная структура, которая непосредственно участвует в этом – это местные коммунисты. Я ценю их позицию в данном вопросе и отдаю им в этом плане должное.
Задавал вопросы политологу и разбирался в ситуации для читателей "Новостей Брянска" корреспондент Василий ОСИПОВ